авторы компании
Хитов:
9955
Дизайн интерьеров
Хитов:
8417
Графический дизайн
Хитов:
4978
Графический дизайн

 


ОРИГИНАЛЫ ПРОТИВ ПОДДЕЛОК

Маргарита Алексеевна Морозова
07.03.2013
В последнее время на российском интерьерном рынке стало появляться все больше компаний, реализующих дешевые китайские подделки дизайнерской мебели, светильников и аксессуаров. Самые крупные из известных нам: Cosmo Relax (www.cosmorelax.ru), Funky Home (www.funkyhome.ru), Caffe Collezione (www.caffecoll.ru).



Иные из этих недобросовестных фирм не афишируют факт плагиата, другие, спекулирующие на контрафакте, открыто заявляют : «Воспроизведения лучших образцов современного дизайна XX века — доступный, нетривиальный и эффектный способ преобразить квартиру, загородный дом, офис и любое другое общественное пространство» (Funky Home). Однако подражатели и торговцы недоброкачественными фальшивками путают понятия – они занимаются не воспроизведением, а именно неавторизованным копированием авторских разработок, права на производство и дистрибуцию которых юридически принадлежат не им. Увы, то, против чего в Европе уже давно ведется активная борьба, в России пока не стоит на повестке дня.

Президент концерна Vitra Рольф Фельбаум в своем эссе “The Original“ (опубликованном на сайте Vitra: http://www.vitra.com/en-un/collage/design/the-original/) рассматривает проблему аутентичности дизайна. По его словам, оригинальным, или аутентичным, будет считаться тот дизайн (проект, продукт), который «был создан авторизированным производителем в реальном духе дизайнера-автора». «Воспроизведение является существенным аспектом логики дизайна.

В сфере дизайна самым частым неверным толкованием понятия «оригинал» становится то, согласно которому единственными объектами, заслуживающими этого определения, являются те, которые были произведены в первые годы изготовления этих моделей. Если придерживаться этой трактовки понятия «оригинал», то кресло Ле Корбюзье 1928 года или стул Чарльза и Рэй Имз из гнутоклееной фанеры 1946 года могут считаться оригиналами, в то время как те же модели Корбюзье или Имзов современного производства, то есть выпущенные фабриками Cassina и Vitra, будут копиями» (Рольф Фельбаум).

Копиисты, по словам господина Фельбаума, подчеркивают, что они копируют оригинальные модели, но утверждают, что имеющие лицензию производители (в приведенных выше примерах Cassina и Vitra) делают то же самое. По их мнению, «оригиналы» - это модели более ранних периодов производства, которые сейчас можно найти только в музеях и частных коллекциях.

Однако этот ряд аргументов ошибочен. Ранние примеры дизайна первоначальной стадии их выпуска являются винтажными объектами - редкие и ценные, они так желанны для коллекционеров, потому что являются первым воплощением новой идеи. Однако объекты, выпускаемые правомочными производителями, также являются оригиналами. Почему? Как известно, целью дизайна является решение специфичной проблемы. «Модели ранней стадии производства являют собой первичное решение.

Почти без исключений, практическое их использование делает очевидной необходимость усовершенствований специфических аспектов модели». На протяжении всего своего творческого пути Чарльз и Рэй Имз продолжали развивать и совершенствовать свои проекты. Размеры и материалы продуктов изменялись, как и определенные их части (как, например, ножки или длина спинки), пока не находились лучшие решения. С этой точки зрения, более раннее воспроизведение модели, безусловно, достойно восхищения, но оно устаревает и в некоторых случаях со временем даже выходит из употребления в силу своего несоответствия потребностям современного пользователя.

Исходя из убеждения, что хороший дизайн должен быть адекватен и соразмерен современному потребителю, в 2010 году Vitra посчитала возможным производство кресла Eames Lounge Chair в версии с увеличенной спинкой. Принимая во внимание тот факт, что за последние пятьдесят лет средний рост человека увеличился почти на 10 см, Vitra приняла решение – совсем в духе авторов кресла, семьи Имз - наряду с Eames Lounge Chair в первоначальной версии 1956 года предложить пользователям его несколько увеличенный вариант.

Одно из серьезных оснований, которое оправдывает создание новой версии кресла Eames Lounge Chair: компания Vitra разработала его по соглашению с семьей Имз, а также провела целый ряд тестов на качество. В этом подходе кроется понимание дизайна четой Имз. Для Чарльза и Рэй выявление общественных потребностей было важной составляющей их работы. Они сравнивали дизайнера с хорошим хозяином, чьей обязанностью было участие и, практически обязательно, потакание желаниям гостя. Эта причина сама по себе была достаточной, чтобы Имзы в обязательном порядке отслеживали процесс производства и в случае необходимости вносили изменения.

Еще одно обстоятельство сделало возможным изменение размеров кресла Eames Lounge Chair. Чарльз и Рэй Имз рассматривали эту модель не как «скульптурную мебель», но скорее как систему взаимодополняющих компонентов, которые вместе должны наилучшим образом служить соответствующей цели. Следовательно, считали они, индивидуальные компоненты можно приспособить, чтобы они отвечали новым потребностям, без необходимости ставить под вопрос взаимодействие элементов и дизайн вещи в целом.

«Понятие «оригинал» не имеет ничего общего с датой выпуска», утверждает Рольф Фельбаум. Статус оригинала определяется взаимосвязью между дизайнером (или, если его уже нет в живых, его правопреемниками, наследниками) и производителем. «В этих взаимоотношениях, - по словам президента Vitra, - присутствует не только формальная юридическая составляющая, но также и нематериальная, основанная на общих идеалах и обоюдном сотрудничестве». Также важна и исключительная, практически родственная связь между дизайнером и производителем. Она становится очевидной в их тесном сотрудничестве на каждом этапе производственного процесса.

В связи с тем, что у плагиатора нет этой связи, всегда есть сомнения относительно степени схожести копии с оригинальной идеей, по причине ли безразличия, или халатности, или стремления снизить стоимость.
Таким образом, любой, кто производит дизайнерские модели без официального разрешения, присваивает себе собственность, принадлежащую кому-то другому. Причем это касается не только производителя, но также и покупателя, который приобретает нелицензионный продукт и тем самым потворствует распространителям подделок.








Вы здесь: АВТОРЫ практика обзор ОРИГИНАЛЫ ПРОТИВ ПОДДЕЛОК

Яндекс.Метрика