авторы компании
Хитов:
7658
Теория и педагогика
Хитов:
403
Хитов:
2439
Графический дизайн

Впитывающие пеленки для взрослых купить pelenka-shop.ru.
 


ДИЗАЙН КАК ОБЪЕКТ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ИЛИ СКОЛЬКО СТОИТ ДИЗАЙН?

Веб-резиденция профессионального дизайна
08.12.2010

Андрей Логванов  | Сколько стоят дизайнерские услуги? Тема эта любопытная как в рыночном, так и в психологическом плане. Рост уровня жизни разогрел аппетиты дизайнеров, и цены на их тяжкий клавиатурный труд последние два года растут, опережая нефтедобычу и газообмен. Какие же факторы влияют на ценообразование сей креативной услуги? Будем разбираться.

 

В качестве специалиста по маркетингу одной из лучших Нижегородских типографий, мне в свое время пришлось заняться мониторингом цен на разработку дизайна полиграфической продукции. В своей статье я буду приводить некоторые цифры и цены, которые следует воспринять с поправкой на Нижегородскую специфику, которая в принципе такая же, как и Екатеринбургская, Владивостокская, Смоленская и отличается лишь от Московской и Питерской. Еще я намерен сосредоточиться на разработке дизайна полиграфической продукции, оставив без внимания веб-дизайн и наружную рекламу и т. п., хотя механизмы ценообразования, я уверен, и там такие же.

Специфика дизайнерских услуг

Дизайн-услуги являются сопутствующими для полиграфического производства, наружной рекламы, интернета, телевидения, прессы, и они имеют ряд специфических особенностей.

В полиграфическом продукте дизайн и верстка сосуществуют вместе. Верстку более-менее можно определить по трудозатратам и перевести в человеко-часы, дизайн же почти не поддается временному учету. Дизайнер может придумать композицию через пять минут, а может через неделю. Приступая к разработке изделия, сам дизайнер часто не знает, как быстро он будет его делать, какие техники он собирается использовать, сколько «точно» времени займет обработка фотографии или слайда, какие скрытые проблемы могут возникнуть, и как они будут решаться на этот раз. Эта неопределенность закладывается в цену дизайна. Новое всегда стоит дороже привычного.

Если верстку можно представить, как сумму неких конечных технологических операций, то дизайн – нечто большее. Дизайн – это штучное производство, что подпадает под понятие эксклюзив. Вот где широкое поле для торговли, демпинга или, наоборот, спекуляции на некомпетентности заказчика. За дизайн одного и того же изделия один дизайнер берет 10 у. е., а другой — в десять раз больше, и если заказчик не видит разницы между Ателье № 5 и Валентином Юдашкиным, то помочь этому нельзя.

Итак, специфика дизайна как объекта ценообразования состоит в том, что:

  1. Дизайн имеет уровни сложности.
  2. Дизайн имеет уровни качества.
  3. Стоимость дизайн-услуг (что вытекает из первых двух пунктов) имеет верхнюю и нижнюю границу цены. Нижняя граница цены дизайн-услуг – это минимальная цена, за которую конкретный дизайнер или рекламная фирма возьмется делать эту работу. Верхняя граница цены есть результат компромисса между пожеланиями заказчиками и его финансовыми возможностями.

Практика на рынке дизайнерских услуг такова, что вначале заказчику предлагают минимальную цену, за которую данный дизайнер мог бы взяться за разработку данного полиграфического продукта, пока без уточнения деталей. «Детали» выявляет в ходе глубокое интервью с заказчиком, и только после оного разработчик готов выставить окончательную цену за дизайн.

Сколько составляет минимум, зависит от уровня жизни конкретной страны. Например, в Германии дизайн начинается от 300 долл., и за это цену вы сможете нанять студента, чтобы он нарисовал вам визитку. Крутые у них студенты – не так ли?

Слуги дизайна

Мастер и его цена как сиамские близнецы – не существуют друг без друга. Иванов берет дорого, а Петров дешево. А почему? — любопытство заказчика надо утолить. Ниже я приведу различные варианты сегментации дизайн-услуг, и все станет понятно.

Сегментация по видам полиграфической продукции:

  • Дизайн акцидентной (рекламной) продукции делают «любые» дизайнеры, и цены в этом сегменте услуг очень разнятся. Дизайн визитки может колебаться от 10 до 50 долл., причем, сказать, что 30 у.е.. – это средняя цена было бы не правильно. Средняя цена, где-то в районе 15 у.е.
  • Разработкой многостраничной продукции занимаются дизайнеры издательств, и здесь цены всегда индивидуальны. Они рассчитываются исходя из объема и технических характеристик будущего издания.
  • Дизайн этикетки и упаковки требует специальной квалификации от дизайнеров типографий и брэнд–агентств. Если разработка упаковки — этикетки входит в план маркетинговых мероприятий по разработке брэнда, то стоимость дизайна может начинаться от 1000-1500 у.е. и доходить до 5000 –10 000 у.е..

Сегментация по производителям:

  • Студенты самоучки и неприкаянные дизайнеры – у них цены и качество самые низкие.
  • Рекламные фирмы – цены и качество средние, возможно высокие.
  • Издательства и брэнд-агентства – цены и качество высокое.

Сегментация по сложности дизайнерских работ:

  • Разработка дизайна с нуля. Это когда у заказчика нет даже фирменного стиля.
  • Разработка дизайна с готовых исходников. Например, у заказчика наличествует логотип в электронном виде, некие фотографии.
  • Разработка-правка или адаптация. Перенос дизайна с одного полиграфического формата на другой.

Сегментация дизайн-услуг по психологии заказчика (учтите, что это Нижний Новгород):

  • Низкие цены и качество (10-200 долл.)
  • Приемлемые цены, качество и высокое, и среднее (200-500 долл.)
  • Высокие цены и качество эксклюзивной продукции (500 – 1000 долл. и выше)

Итак, цена дизайнерской разработки определяется тремя параметрами. Во-первых, что? разрабатывается (сложность и объем изделия), во-вторых, кем? разрабатывается (качество и лэйбл разработчика), и, в-третьих, для кого? разрабатывается (запросы и платежеспособность клиента).

Типография и дизайн этикетки и упаковки

Я намерен уделить особое внимание тем видам дизайна, который являются важным элементом полиграфической продукции и наиболее интересны для загрузки полиграфического производства. Это в первую очередь дизайн этикетки и упаковки. Если дизайном акцидентной продукции занимаются практически все, и как следствие более широкий разброс цен и демпинг, то качественный дизайн упаковки и этикетки в состоянии выполнить более узкий круг фирм, имеющих опыт и представление о трудозатратах. Впрочем, сами типографии иногда разрабатывают дизайн промышленной полиграфии за свой счет, чтобы получить «крупного» заказчика. Но лучший вариант, когда типография не занимается дизайном вообще, а принимает готовые пленки.

Этикетка бывает шрифтовая (она проще в разработке) и оригинальная (на основе оригинальной идеи) или стилевая. Также следует учесть серийность в дизайне. Если заказывается серия этикеток — упаковок в едином стиле, то может быть установлена цена за единицу дизайна. Например, 200 $ — за одну этикетку, в серии в 5 этикеток, итого — 1000 $ за всю серию.

Для расчета стоимости дизайна этикетки можно применить расчет с использованием себестоимость этикеточной продукции. Здесь учитывается психологии заказчика, который привык считать, что более дешевый полиграфический продукт должен быть дешевле и в разработке. И пусть дизайнеры поднимут страшный вой, ведь игнорируются их «трудовые мозоли». Допустим, лимонадная этикетка самая дешевая – 15 копеек за шт., пивная – 20-22 копейки, а водочная может доходить по стоимости до 1,2 р. за шт. Предлагаю следующий ранжир стоимости: разработка лимонадной этикетки 300-400 у. е., пивной 400-500 у. е., а водочной 500-700 у. е. за единицу дизайна.

Вообще, ценовой диапазон на разработку этикетки и упаковки по своей нижней границе должен лежать в районе 300-500 долл. Причем опускать цену ниже 300 долл. на качественный дизайн вряд ли стоит. Трудозатраты и сложности по согласованию дизайна всегда выше договорной стоимости разработки – такова сложившаяся практика. Исключение может составить разработка простой этикетки на консервы, здесь возможна более низкая цена (от 200 $).

Стоимость дизайна упаковки должна быть выше стоимости дизайна этикетки, так как коробка предполагает более сложную форму, и практически всегда на упаковку идет постановочная фотография (изображение продукта), что удорожает стоимость на 100-200 у. е.. Поэтому, если нижнюю границу цены на разработку этикетки можно определить как 300 у. е., то — на упаковку — 400 у. е. Впрочем, всегда найдется умелец, который уронит эту цену ниже тротуара.

Бермудский треугольник

Далеко не каждый заказчик имеет в приятелях дизайнера, чтобы получить цену точно и сразу. В десяти случаях из девяти между заказчиком и дизайнером стоит посредник – менеджер. Менеджер живет с продаж, и он готов сдать дизайнера своей фирмы за дешево, с чем последний всегда не согласен. В ходе многотрудных переговоров образуется бермудский многогранник с испорченным телефоном внутри, и такая негоция редко бывает успешной.

Основной вопрос звучит так — может ли менеджер коммерческого отдела самостоятельно выставить заказчику цену на дизайн услуги без полного согласования цены с дизайнером?

Функции менеджера должна сводиться к тому, чтобы предоставить заказчику готовый прайс на дизайн-услуги (где обозначен нижний уровень цен. например — «от 100$ ») и проинформировать заказчика о том, что может привести к удорожанию стоимости работ.
Когда же менеджер является посредником между заказчиком и дизайнером, возможен эффект испорченного телефона. Только личное общение дизайнера и заказчика (глубокое интервью) может выявить объем и сложность работ. А уточнять есть что.
Очень часто заказчик умышленно дезинформирует менеджера и дизайнера. Например, заказчик говорит: «Я хочу заказать дизайн визитки». Менеджер отвечает: «Хорошо, дизайн визитки стоит 10 у. е.». Заказчик говорит дизайнеру: «Я заказал у вашего менеджера дизайн визитки, но на визитку мне надо поставить логотип, которого у меня нет. Сделайте мне в ту же цену еще и логотип». А логотип стоит 200-300 долл. Другой пример. Заказчик говорит: «Мне нужен дизайн буклета». Когда же начинаешь с ним говорить предметно, оказывается, что ему нужен каталог продукции на 100 фотографий, а это совсем другие объемы и цены. Вот такое умышленное недопонимание.
У творческих людей на это заготовлен свой прием. Дизайнеры всегда закладывают в цену не только саму работу, но и бесконечное согласование с заказчиком практически готовой работы.

Демпинг всегда живой

Теперь я могу перечислить факторы, влияющие на ценообразование дизайн-услуг.

Факторы, понижающие цену:

  • Заказчик плохо разбирается в предмете (дизайне) и путает разные виды полиграфической продукции. Например, каталог называет буклетом.
  • Заказчик слабо представляет трудозатраты дизайнера.
  • Заказчик не может отличить высокое качество дизайна от низкого качества.
  • Демпинг со стороны мало квалифицированных дизайнеров.

Факторы, повышающие цену:

  • Высокая репутация дизайнерской фирмы, что повышает стоимость ее услуг.
  • Наличие современной дизайнерской техники.
  • Наличие высокопрофессиональных дизайнеров.
  • Наличие грамот и дипломов за дизайнерские разработки.
  • Наличие опыта производства сложных дизайнерских разработок.

Извечный вопрос мучает творческую личность: кто изгадил рынок, и как бороться с демпингом? Демпинг и в Африке нехорошее явление. Игнорировать его, да и только. Как правило, плохие заказчики, которые хотят — много дизайна и мало платить — договариваются с малоквалифицированными дизайнерами. В результате дизайнерский продукт получается либо очень низкого качества, либо вообще его производство затягивается или просто не имеет завершения.

Особенно пагубно для качества дизайнерских работ, когда самонадеянный верстак мнит себя великим креатором и подменяет дизайн версткой. В результате его творчества из печатного станка на бумагу выплывает гадкий полиграфический утенок — хаотично разбросанные по листу фотографии и тексты.

Тем временем, известные дизайнеры выбирают из потока предложений те, которые им наиболее симпатичны по цене и размаху. Так что, если вы хотите стать известным «дезигнером», почаще отказывайтесь от работы, а для тренинга используйте то, что мило вашему сердцу.

Заказчикам я хочу пожелать встретить на своем коммерческом пути правильного дизайнера с правильными ценами и помнить, что хороший дизайн за зарплату никто не делает — только за гонорар. Сумейте договориться.

Источник: logvanov.r52.ru




Вы здесь: АВТОРЫ гонорар ДИЗАЙН КАК ОБЪЕКТ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ИЛИ СКОЛЬКО СТОИТ ДИЗАЙН?

Яндекс.Метрика